Падение рубля перекрывает кислород российскому автопрому

19 Август 2015
Прогноз

Обвальное падение курса рубля поставило на колени российских автопроизводителей: стоимость импортируемых запчастей резко возросла, вынуждая компании поднимать цены на внутреннем рынке и, лишаясь конкурентоспособности. Более десяти лет темпы продаж в российской автомобильной промышленности превышали 10%, но сейчас эта отрасль пала жертвой экономического кризиса, который усиливается падением цен на нефть и западными санкциями в отношении Москвы. Продажи автомобилей на внутреннем рынке упали вдвое по сравнению с пиковыми значениями 2012-2013 годов — в эти годы России удалось на несколько месяцев потеснить Германию, вырваться в лидеры по объему продаж автомобилей в Европе, заняв при этом восьмое место в мире. Сейчас страна находится на пятом месте в Европе и на 12 месте в мире. 

Девальвация рубля ведет к росту себестоимости российских автомобилей, поскольку — в отличие от других ведущих стран с развитой автомобильной промышленностью — они собираются в основном из импортируемых деталей, за которые приходится расплачиваться в долларах или в евро. В 2012-2013 годах один доллар стоил около 30 рублей; На сегодняшний день курс превысил 65 рублей за доллар, таким образом, импортируемые запчасти подорожали более чем в два раза. В этих условиях автопроизводители вынуждены поднимать цены — это отчаянный и бесперспективный шаг в условиях экономического кризиса и рецессии — во втором квартале 2015 года экономика России сократилась на 4.6%. Компании сокращают штат и урезают зарплаты, а годовая инфляция цен на продукты питания превышает 20%, поэтому у многих людей просто нет денег на крупные покупки.

С начала июля рубль потерял в цене 15% и приблизился к новым шестимесячным минимумам — это значит, что автопроизводителям придется снова поднимать цены и готовиться к дальнейшему сокращению продаж. По словам аналитиков ВТБ Капитал, если рубль стабилизируется на текущих уровнях до конца года, падение объема продаж в среднем составит 28-30%.Но если валюта продолжит слабеть, цены на автомобили вырастут, а продажи сократятся сильнее, возможно, на 35%.

Точка кипения

Внешние рынки тоже не сулят ничего хорошего. Как правило снижение курса национальной валюты делает экспорт более конкурентоспособным, но для российского автопрома это правило не работает, поскольку он зависит от дорогих запачастей иностранного производства и, соответственно, уступает конкурентам из Японии и Южной Кореи, которые производят большую часть необходимых деталей внутри страны. За первые шесть месяцев 2015 года российский экспорт автомобилей сократился на 27% до 49000 автомобилей. При этом значительная доля продаж приходится на страны СНГ, такие как Белоруссия и Казахстан. Форд и Фольксваген импортируют более половины деталей для своих сборочных линий в России. Даже лидер внутреннего рынка Автоваз, который, среди прочего, производит автомобили российского бренда Лада, закупает около 50% деталей заграницей. В марте американский автопроизводитель General Motors объявил о том, что уходит с российского рынка из-за низких объемов производства на внутреннем рынке. 

Российские власти ввели ряд инициатив, нацеленных на то, чтобы мотивировать автопроизвоителей на самостоятельное производство запасных частей на территории страны, однако наиболее дорогие и технологически сложные детали, в частности, электроника, двигатели и подвески по-прежнему импортируются. KIA Motors — производитель второй по популярности модели автомобиля в России, хэтчбэк Rio — за первые шесть месяцев текущего года поднял цены на 15% до 460 тыс. рублей. По данным исследовательской группы Автостат, за тот же период средняя стоимость автомобиля выросла на 18% до 1.16 млн. рублей, а продажи упали на 36%. «Девальвация рубля увеличивает затраты на производство», — поясняет директор дилера Mazda, Рольф Химки. «Они уже подошли к критической отметке, когда дальнейшее повышение цен просто неизбежно».

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

≡  Рубрики
Свежие записи
Россия. Газпром: цена газа для Украины на 3 квартал 2016 года 167.57 долларов за тыс. кубометров
«Уралсиб»: На рынке российских еврооблигаций наблюдается смешанная динамика
Фунт/доллар. Технические комментарии PFS
Lloyds Bank: в этом году киви/доллар снизится до $0.64, а в следующем подрастет до $0.68
UBS о перспективах евро/франка
SeekRate — всё о курсе валют © 2018 ·   Войти  · Дизайн: GoodwinPress Наверх
Перейти к верхней панели